Технико-экономические показатели инженерных решений, которые предполагает проект строительства дороги, отражают их экономическую эффективность. В их составе рассматриваются:
- народнохозяйственная эффективность, которая может сказываться в различных отраслях за счет улучшения работы транспорта;
- эксплуатационная эффективность, относящаяся к транспортной отрасли и влияющая в основном на себестоимость перевозок;
- строительная эффективность, определяющая прогрессивность и экономичность применяемых материалов, конструкций, технологических процессов.
Комплекс показателей качества формируется на всех стадиях создания сооружения и его эксплуатации.
Строительство дорожных оснований и самой дороги большое значение уделяют показателям, характеризующим совместимость дороги с окружающей средой. Способы оценки влияния дорог на природную среду, рационального использования природных ресурсов, а также эстетических показателей еще слабо разработаны, однако удельный вес показателей этой группы со временем, несомненно, будет возрастать.
Решающий этап формирования качества строительной продукции — производство работ. Затраты на производственном этапе неизмеримо выше, чем на этапе проектирования, а процессы сложнее.
Особенность технологических процессов дорожного строительства, к которым относится подготовка дорожного основания, — их тесная связь со средой, в которой производятся работы. Учет влияния погодных, грунтовых и других внешних факторов настолько сложен, что взаимосвязь параметров производства работ обычно описывают вероятностными показателями, а для достоверной оценки производственных показателей необходимо применять статистические методы.
Систематический контроль нужен не только для пооперационной оценки качества промежуточной продукции, но и для решения комплекса задач, связанных с повышением качественного уровня сооружаемой дороги в целом. Совокупность мероприятий, направленных на повышение качества строительства, разрабатывается в комплексной системе управления качеством (КСУК) на основе анализа информации о качественных результатах производственного процесса.
Для производственного контроля недостаточно только интегральных показателей, которыми обычно пользуются при оценке проектных решений. Чем больше дифференцирован контроль (вплоть до отдельных операций), тем больше он действен.