Под работоспособностью дороги понимают способность обеспечивать в течение заданного периода эксплуатации до ее реконструкции расчетный объем автотранспортных перевозок и допустимый уровень обслуживания движения. Работоспособность дороги зависит от работоспособности каждого ее элемента, к которому относится основание дорожной одежды.
Одним из основных дорожных сооружений является система дорожная одежда — земляное полотно, которую принято называть дорожной конструкцией. Длительное время под работоспособностью дорожной одежды подразумевали технико-экономический показатель, характеризующий полезную работу дороги за время ее службы. Он определялся массой грузов и транспортных средств (массой брутто), пропущенной через данное сечение автомобильной дороги, в результате чего она приходила в предельное состояние, при котором необходим ее ремонт. В настоящее время в связи с радикальными изменениями состава движения на автомобильных дорогах указанный технико-экономический показатель нуждается в уточнениях.
Под работоспособностью дорожной одежды понимают способность обеспечивать в течение заданного периода эксплуатации до ее капитального ремонта расчетный объем автотранспортной работы и допустимый уровень обслуживания движения. Заданный период эксплуатации дорожной конструкции (дорожной одежды и рабочей зоны земляного полотна) обычно равен периоду времени от ввода автомобильной дороги в эксплуатацию до ее реконструкции или между двумя последовательными реконструкциями. В течение этого периода дорожная конструкция должна обладать характеристиками, обеспечивающими требуемый уровень потребительских свойств автомобильной дороги. К ним относятся:
• геометрические элементы, соответствующие требуемой пропускной способности, скорости, безопасности и удобству движения;
• прочное основание дорожного полотна;
• ровное дорожное покрытие;
• сцепные свойства покрытия проезжей части.
Оценивают технологический слой дорожной одежды по изменению во времени основных показателей его эксплуатационного состояния — прочности и ровности. Исследования привели к выводу, что изменение ровности дорожного покрытия во времени в свою очередь зависит от прочности дорожной одежды в целом и суммарного транспортного потока. Прочность дорожной конструкции и ее основного элемента — дорожной одежды — является важнейшим условием обеспечения работоспособности дороги.